Маршруты
Пешеходный маршрут «Экскурсия в историю всего за два часа»
Начнем с того, что Мытищи в последние годы стали городом, очень удобным для пешеходных экскурсий или «прогулок со смыслом». Здесь можно говорить о полноценной туристской инфраструктуре – о доступности интересных объектов, хороших дорогах с достаточным количеством парковок и широких тротуарах и о значительном числе предприятий общепита.
Двухчасовой пешеходный маршрут начинается от сквера имени Стрекалова.
Дважды Герой Советского Союза, космонавт-исследователь Геннадий Михайлович Стрекалов родился в нашем городе. Он лично присутствовал в церемонии открытия своего бюста – и по этому поводу дружно шутили еще четыре космонавта – дважды герои все как один.
Сквер, где установлен бюст Стрекалова примыкает к улице Сукромке – по ней экскурсионный маршрут продолжается до памятника, освященного подвигу лётчиков Мытищинского аэроклуба.
Мытищинский аэроклуб был основан в 1937 году. Перед войной здесь обучали до 200 летчиков, 200 планеристов, 174 парашютистов и 100 авиамехаников в год. Летную подготовку курсанты проходили на самолётах У-2, впоследствии ПО-2. На его основе и был создан знаменитый ночной бомбардировщик, на котором в годы войны летали «ночные ведьмы» - пилоты 46-го женского бомбардировочного ночного звена.
У основания памятника значатся имена семи Героев Советского Союза, отличившихся в боях с фашистами, в частности, Нина Распопова. У взлетающего во фронтовое небо легендарного ПО-2 – его родной двигатель. Именно Нине Максимовне принадлежит идея памятника. Присутствовала она и на его открытии. Узнавшие об этом событии лётчики пилотажной группы «Стрижи»прислали в знак приветствия один из своих истребителей МиГ-29.
Чуть дальше – здесь надо с улицы Лётной свернуть на бульвар Ветеранов – установлен памятник самой героической лётчице. В скором времени продолжением этого бульвара станет бульвар Нины Распоповой.
Легендарная летчица, инструктор аэроклуба, гвардии старший лейтенант Нина Максимовна Распопова (1913 – 2009) - командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) в годы Великой Отечественной войны совершила 805 боевых вылетов, нанеся большие потери врагу в живой силе и боевой технике.
Открытие памятника сопровождалось явлением вертолёта, пилотировал которй Герой России, заслуженный лётчик-испытатель Александр Климов, наш земляк в настоящее время.
Вернувшись на Лётную улицу, можно перекусить в кафе, расположенном в центре ЭкоБазара.
Чуть дальше всё по той же Лётной улице находится отель «Лекко», названный в честь итальянского города-партнёра Мытищ.
Следующую достопримечательность – Ледовый дворец «Арена Мытищи» - огибает тротуар так называемой пешеходной зоны, которая, если повернуть направо, ведёт к театру «ФЭСТ».
Но маршрут ведет нас прямо – туда, где в небольшом сквере установлен бюст Дмитрия Кедрина, русскому советскому поэту.
Дмитрий Борисович тоже имел отношение к авиации – во время войны работал в газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины», участвовал в боевых вылетах. В этом сквере мытищинцы отмечают Всемирный день поэзии.
Отсюда по улице Мира, спускаемся к Центральному парку с его «завершающим героико-историческую тему» мемориальным комплексом «Вечный огонь» и памятником землякам-мытищинцам во славу их ратного и трудового подвига. Композиция была открыта в день 50-летия Великой Победы.
Пешеходная экскурсия «Легенды и были Мытищинского водопровода»
Отобедав сытной пищей,
Град Москва, водою нищий,
Знойной жаждой был томим:
Боги сжалились над ним:
Над долиной, где Мытищи,
Смеркла неба синева;
Вдруг удар громовой тучи
Грянул в дол, - и ключ кипучий
Покатился… Пей, Москва!
Н. Языков
Город Мытищи представляет собой объединение многих деревень, сел и поселков, возникших в разное время. Поэтому одна его часть может быть на несколько веков старше другой. Мытищи стали городом только в 1925 году, но первые поселения в его окрестностях появились в IV тысячелетии до нашей эры. Свой след здесь оставили племена охотников и рыболовов эпохи неолита и более поздние и более развитые племена фатьяновской и дьяковской культур, и еще более поздние вятичи и кривичи. Уже в раннем средневековье по мытищинской земле пролегали важные торговые пути – сухопутные на Владимир, Переяславль и Троице-Сергиев монастырь и водные – по рекам Яузе и Клязьме. Из одной реки в другую суда переплавляли посуху. Корабли поднимались вверх по Яузе, где их вытаскивали на берег и волокли по суше до реки Клязьма. Этот путь, так называемый «волок», занимал семь-восемь километров. В XIII веке с появлением надежных сухопутных дорог он был заброшен.
В документах того времени встречается название «Яузское мытище». В Древнерусском государстве существовала развитая система таможен, и словом «мытище» называли место, где с купцов брали мыт – пошлину за провоз товара. С начала XV века на месте Яузского мытища стали селиться люди. Так возникло село Мытищи. Впервые о нем упоминается в 1623 году. Тогда село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. Во второй половине XVII века оно вошло в состав владений русских царей, а в начале ХХ века составило ядро будущего города Мытищи.
Сегодня мы пройдем с вами по уникальному и удивительному маршруту, который будет проходить не только через версты и километры, но и через годы, десятилетия и столетия.
Первый объект на нашем маршруте – Привокзальная площадь. Нынешнее здание вокзала построено в 1896 году. Главный концессионер акционерного общества, которое владело Вагоностроительным заводом, Савва Мамонтов пригласил для строительства мытищинского вокзала известного архитектора, мастера московского модерна Л. Кекушева.
Улица Колонцова
После постройки железной дороги от станции Мытищи до Троицкой дороги через рабочий поселок, проложили улицу. Лет через 20 ее замостили и стали называть Вокзальной. Вдоль нее возникли лавки, магазины, чайные, пивная, трактир, булочная, ресторан, аптека. В 1967 году Вокзальная была переименована в улицу Колонцова, в честь революционера и участника Гражданской войны Василия Колонцова. Интересное по архитектуре здание расположено на этой улице. Оно было построено в 1925 году. Дом на Колонцова – один из первых капитальных многоквартирных домов в Мытищах. В народе здание называли Дом Советов, так как в нем размещались органы местной власти. Сейчас здесь находится Мытищинский городской суд. Еще одно интересное здание расположено на этой улице. До революции оно принадлежало Демиду Романову. В те времена здесь находился трактир. В 1930-х годах дом был перестроен под книжный магазин. С 2012 года здание занимает Немецкий культурный центр.
Метровагонмаш
С увеличением количества железных дорог в России император Николай II решил развивать отечественное вагоностроение. В 1896 году крупный предприниматель Савва Мамонтов, дворянин Константин Арцыбушев и гражданин Северо-американских штатов, инженер Александр Бари основали «Московское акционерное общество вагоностроительного завода». Устав компании утвердил лично император. Со дня своего открытия 17 мая 1897 года завод был крупным машиностроительным предприятием. Первоначально он выпускал вагоны для железных дорог, потом – электропоезда.
В августе 1929 года от Ярославского вокзала по маршруту Москва – Мытищи отошла первая в стране электричка. Выпуск электропоездов на Мытищинском вагоностроительном заводе предварил производство вагонов метро. 8 февраля 1935 года состоялся пробный рейс первой линии метрополитена по маршруту станция «Комсомольская» - «Сокольники» - «Парк Горького» - «Комсомольская». В этом же году открылось регулярное движение. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов завод получил правительственное задание на выпуск военной продукции. Здесь производили бронеколпаки, противотанковые «ежи», гранаты, снаряды и наладили серийное производство самоходно-артиллерийских установок. В память об этом рядом с заводом на каменном постаменте возвышается зенитная самоходная установка «Шилка».
Вот мы и закончили свое путешествие по улице Колонцова и пересекаем мост через реку Работня на берегах которой до революции, стояли богатые дома и трактиры и выходим к Ярославскому шоссе, которое в старые времена называлось Переславским трактом, а позже, когда российские цари начали совершать паломничество в Троицко-Сергиеву Лавру, стало называться Троицким трактом.
Пересекая Ярославское шоссе под мостом через реку Яуза, выходим на Водопроводную аллею и идем в сторону Национального парка «Лосиный остров».
Храм Владимирской Иконы Божией Матери
Напротив Водопроводной аллеи стоит знаменитый храм – Владимирской Иконы Божией Матери. Храм впервые упомянут в документах в 1713 г. Эта дата условно считается временем построения храма. Рядом с церковью находилось кладбище, была похоронена знаменитая уроженка села Большие Мытищи Авдотья Гавриловна Карцева, кормилица императора Александра II.
Громовый ключ. Водоканал
От яузских родников Лосиного острова берет начало первый в России самотечный водопровод. Предание гласит, что некогда над селом Большие Мытищи разразилась гроза. Молния ударила в землю, и из нее забил ключ. Его назвали Громовым, или Святым. Ключевая вода оказалась чистой и очень вкусной. И именно отсюда по приказу Екатерины II был построен водопровод до Москвы. Так гласит легенда. На самом деле все было гораздо прозаичнее.
С развитием промышленности в XVIII веке численность населения Москвы достигла 320 тысяч человек. С каждым годом все острее ощущалась нехватка воды. Положение усугублялось еще и частыми пожарами, вспышками эпидемий.
В 1767 году в законодательную комиссию в Петербурге поступило прошение из Москвы «найти в удобных местах хорошую воду и увеличить идущие сквозь город реки проведением воды из ближайших мест». Двадцать лет Москва ждала ответа. И в 1779 году последовал Указ Екатерины II генерал - поручику В.Ф. Бауэру изыскать источники водоснабжения. Остановились на ключах близ села Большие Мытищи, где вода била из земли фонтанами высотой до 3-х метров. По утверждении проекта Екатерина II Указом от 28 июля 1779 года повелела «Генерал – поручику Бауэру произвести в действие водяные работы для пользы престольного нашего города», чтобы хороший источник ключевой, прохладной и приятной на вкус воды в верховьях Яузы близ Больших Мытищ подавать самотеком в Москву. На осуществление этого проекта было выделено 1.100.00 рублей. Это была довольно сложная система инженерных сооружений, состоящая из кирпичных сборных ключевых бассейнов, деревянных трубопроводов, сводчатой кирпичной галереи, которая пересекла Яузу многоарочным акведуком, длиной 356 метров (до наших дней дошел 21-арочный Ростокинский акведук в Москве, замечательный памятник строительного искусства конца XVIII века).
После длительного строительства (почти 25 лет) 28 октября 1804 года – Мытищинская вода пришла в город. Этой датой знаменуется начало централизованного водоснабжения Москвы. В декабре этого же года журнал «Вестник Европы» сообщил об открытии первого в Москве водопровода: «Сия вода, чистая и прозрачная, эта первая после воздуха потребность жизни, проведена в столицу из Мытищинских колодцев».
Каждый год 1 августа от храма Владимирской Иконы Божией Матери к Громовому ключу, от которого начинался водопровод, направлялся крестный ход. У часовни, к сожалению, не сохранившейся до наших дней, совершался водосвятный молебен.
Далее от Громового ключа наш путь пройдет к Мытищинскому водоканалу здания которого находятся практически в первозданном состоянии. К 200-летию первого Мытищинского-Московского водопровода в Лосином острове на территории предприятия «Водоканал-Мытищи» был установлен бронзовый бюст Екатерины II в стиле школы Растрелли.
Национальный парк «Лосиный остров»
Лосиный остров – единственный в мире национальный парк, расположенный внутри мегаполиса и не имеющий аналогов в мире. Лосиный остров известен с 1406 года, но его история значительно древнее. Он был излюбленным местом охоты великих князей Московских русских царей. В конце XVIII века охоту в нем запретили. Всего же на территории национального парка обитают 44 вида млекопитающих, 170 видов птиц, 9 видов амфибий, 5 видов рептилий и произрастают более 800 высших растений.